"НАСЛЕДНИКИ ПОБЕДЫ" авторская газета Шершиной М...

Воскресенье, 19.05.2024, 16:34

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Каталог файлов | Регистрация | Вход


Обеспечение диверсификации уровней психолого-педагогического сопровождения (индивидуальный, групповой, уровень класса, уровень учреждения).
07.10.2016, 22:55

Муниципальное казенное образовательной учреждение

«Основная школа с. Ерыклинск» муниципального образования

Мелекесский район» Ульяновской области

 

ПРИНЯТО

на заседании педагогического совета

МКОУ «Основная школа с. Ерыклинск»

протокол от 26.02. 2016 г. №1

УТВЕРЖДЕНО

приказом  по

МКОУ «Основная школа с. Ерыклинск»

приказ от «_26_» февраля 2016 г. №__

                                 М.А.Шершина

 

 

 

 

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ

ФГОС НОО

учащихся МКОУ «Основная школа с. Ерыклинск»

на 2016 – 2017 учебный год  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИ В РАМКАХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

            Программа психолого-педагогического сопровождения разработана в соответствии с требованиями Федерального  закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", приказа Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 № 373 (ред. от 18.12.2012) "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования", в соответствие с которым психолого-педагогические условия реализации основной образовательной программы начального общего образования должны обеспечивать:

- преемственность содержания и форм организации образовательного процесса, обеспечивающих реализацию основных образовательных программ дошкольного образования и начального общего образования;

-   учет специфики возрастного психофизического развития обучающихся;

- формирование и развитие психолого-педагогической компетентности педагогических и административных работников, родителей (законных представителей) обучающихся;

- вариативность направлений психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса (сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся; формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни; дифференциация и индивидуализация обучения;  мониторинг возможностей и способностей обучающихся, выявление и поддержка одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья; формирование коммуникативных навыков в разновозрастной среде и среде сверстников);

- диверсификацию уровней психолого-педагогического сопровождения (индивидуальный, групповой, уровень класса);

- вариативность форм психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса (профилактика, консультирование, коррекционно-развивающая работа, просвещение, диагностика)                                                                        Психолого-педагогическая помощь оказывается детям, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии, социальной адаптации.                   Цель психолого-педагогического сопровождения - создание социально-психологических условий для личностного развития учащихся (в соответствии с нормой развития в соответствующем возрасте) их успешного обучения и  социализации.

Программа психолого-педагогического сопровождения направлена на решение следующих задач:

1. систематически отслеживать психолого-педагогический статус ребенка  и динамику его психологического развития в процессе школьного обучения;                        2. формировать у обучающихся способности к самопознанию, саморазвитию  и самоопределению;                                                                                                                         3. сформировать условия внутренней позиции школьника  и адекватной  мотивации учебной деятельности;                                                                                                                                 4. создать специальные психолого-педагогические условия для оказания помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии, обучении;                                          5. обеспечивать условия для сохранения и укрепления здоровья учащихся;                6. выявление особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии и осуществление индивидуально-ориентированной психолого-медико-педагогической помощи таким детям;                                                                            7. способствовать совершенствованию универсальных учебных действий на каждом возрастном этапе.                                                                            

         Основные направления психологического сопровождения обучающихся:                     1. Психопрофилактическая работа - направлена на обеспечение решения проблем, связанных с обучением, воспитанием, психическим здоровьем детей,  включает в себя:

- разработку  и  внедрение развивающих программ для учащихся с учетом задач каждого возрастного этапа;

 -  выявление психологических особенностей ребенка, которые в дальнейшем могут обусловить отклонения в интеллектуальном или личностном развитии;

- предупреждение возможных осложнений в связи с переходом учащихся на следующую возрастную ступень.

  1. Диагностическое направление - выявление особенностей психического развития ребенка, наиболее важных особенностей деятельности, сформированности определенных психологических новообразований, соответствия уровня развития умений, знаний, навыков, личностных и межличностных образований возрастным ориентирам и требованиям общества. Диагностика (индивидуальная или групповая) включает в себя:

- изучение обращения к психологу, поступающего от учителей, родителей, учащихся (определение проблемы, выбор метода исследования);

- формулировка заключения об основных характеристиках изучавшихся компонентов психического развития или формирования личности школьника (постановка психологического диагноза);

- разработка рекомендаций, программы психокоррекционной работы с учащимися, составление долговременного плана развития способностей или других психологических образований.

  1.  Консультативное направление (помощь в решении тех проблем, с которыми к психологу обращаются учителя, учащиеся, родители). Индивидуальное консультирование - оказание помощи и создание условий для развития личности,  способности выбирать и действовать по собственному усмотрению, обучатся новому поведению.

Групповое консультирование - информирование всех участников образовательного процесса по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей с целью создания адаптивной среды, позволяющей обеспечить полноценную интеграцию и личностную самореализацию в образовательном учреждении.

  1. Развивающее направление (индивидуальное и групповое) - формирование потребности в новом знании, возможности его приобретения и реализации в деятельности и общении.
  2. Коррекционное направление. Коррекционная работа (индивидуальная и групповая) - организация работы прежде всего  с учащимися, имеющими проблемы в обучении, поведении и личностном развитии, выявленные в процессе диагностики.      Направлено на: уменьшения степени выраженности патологии, ее поведенческие последствия; предупреждение появления вторичных отклонений в развитии; обеспечение максимальной реализации реабилитационного потенциала ребенка.

 6.      Просветительско-образовательное направление - формирование потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития; создание условий для полноценного личностного развития и самоопределения обучающихся, воспитанников на каждом возрастном этапе, а также в своевременном предупреждении возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта.

Так же приобщение педагогического коллектива, учащихся и родителей к психологической культуре.

            Решение задач психолого-педагогического сопровождения обучающихся не может быть ограничено областью непосредственного взаимодействия психолога с ребенком, оно требует организации работы с учителями и родителями как участниками образовательного процесса.

Требования ФГОС дополняют традиционное содержание образование и обеспечивают преемственность образовательного процесса (дошкольное образование, начальная школа, средняя школа и после школьное образование). Программа обеспечивает сформированность универсальных учебных действий на каждом возрастном этапе.                                                                                                                                      Универсальные учебные действия (УУД) – это способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.                                                                                                                                      УУД  делятся на четыре основные группы:                                                                                      1. Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей, т. е. способность учитывать позиции собеседника, организовать и осуществлять сотрудничество с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание.                                                                                                                                   2. Личностные действия УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.                                         3. Регулятивные действия УУД обеспечивают овладение всеми типами учебных действий, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.                                                                                4. Познавательные УУД включают формирование умений пользоваться знаково-символическими средствами, действием моделирования, широким спектром логических действий и операций, включая общие приемы решения задач.                               Основой разработки критериев и методов оценки сформированности универсальных учебных действий является диагностическая система психологического сопровождения. Первые диагностические измерения сформированности УУД проводятся при поступлении ребенка в школу. Самоопределение, смыслообразование и нравственно-этическая ориентация определяют личностную готовность к обучению ребенка в школе.            Измеряя универсальные действия, осуществляется сбор информации, которая является не только констатирующая, но и ориентирует психолога  в причинах возможной несформированности личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных действий.

Материалы для диагностики сформированных  УУД

 

Виды универсальных учебных действий

Типовые диагностические задачи

Личностные универсальные учебные действия

Самопознание и самоопределе­ние.

Позволяют выработать свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей, самого себя и своего будущего. (Я — член семьи, школьник, одноклассник, друг, гражданин)

Методика «Кто я?», 3-4 классы. Методика «Беседа о школе», 1-3 классы (модифицированный вариант Т. А. Нежновой, Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгера). «Рефлексивная самооценка учебной деятельности», 4 класс. «Методика выявления характера атрибуции успеха — неуспеха», 1—4 классы

Смыслообразование. Действия позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. (Какое значение и какой смысл имеет для меня учение?)

«Незавершённая сказка», 1—3 классы.

«Шкала выраженности учебно- познавательного интереса», 1—4 классы.

«Опросник мотивации», 1—3 классы

Нравственно-этическое оценивание.

Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках. (Почему я, мои друзья так поступили? Взаимопомощь, честность, правдивость, ответственность с моей стороны и со стороны мо­их сверстников)

Задания на оценку усвоения норм взаимопомощи, 1—2 клас­сы.

Задание на учёт мотивов героев в решении моральной дилеммы (модифицированная задача Ж. Пиаже), 1 класс. Задание на выявление уровня моральной децентрации (Ж. Пи­аже), 1—3 классы. Моральная дилемма (норма взаимопомощи в конфликте с личными интересами), 1—4 классы. Анкета «Оцени поступок» (по Туриелю в модификации Е. А. Кургановой и О. А. Карабановой), 1—4 классы

Регулятивные универсальные учебные действия

Обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью по средствам постановки целей, планирования, прогнозирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения материала

«Выкладывание узора из кубиков» (цель: выявление развития регулятивных действий), 1 класс. «Проба на внимание» (П. Я. Гальперин и С. Л. Кабыльницкая)

(цель: выявление уровня сформированности внимания и контроля), 2-3 классы

Познавательные универсальные учебные действия

Общеучебные универсальные действия.

Выделение учебной деятельности, информационный поиск, знаково-символическое действие, рефлексия способов и условий действия, их контроль и оценка, критичность, выбор эффективных способов решения

«Проба на определение количества слов в предложении» (С. Н. Карпова), 1 класс. Методика «Кодирование» (версия А. Ю. Панасюка), 1 класс. Методика «Нахождение схем к задачам» (по А. Н. Рябинкиной), 1—3 классы

Универсальные логические действия.

Анализ, синтез, классификация, сравнение, установление причинно-следственных связей, выдвижение гипотез, доказательств

Построение числового эквивалента или взаимооднозначного соответствия (Ж. Пиаже, А.Шеминьеска), 1 класс

Постановка и решение проблем.

Формулирование проблем, самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера

Диагностика универсального действия общего прима решении задач (по А.Р. Лурия, Л.С. Цветковой), 1-4 классы

Коммуникативные универсальные учебные действия (базовые виды)

Коммуникация как взаимодействие.

Учет позиции собеседника, понимание, уважение к иной точке зрения, умение обосновывать и доказывать собственное мнение

Методика «Кто прав» (Г.А. Цукерман и др.) 2-4 классы

Коммуникация как операция.

Действия обеспечивают возможности эффективно сотрудничать с учителем, так и со сверстниками: умение планировать и согласовано выполнять совместную деятельность, распределять роли, уметь договариваться

Задание «Рукавички» (Г.А. Цукерман), 1 класс

Коммуникация как условие интериоризации.

Умение задавать вопросы, строить понятные для партнера высказывания, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу

Задание «Дорога к дому» (модифицированный вариант), 2-4 классы

                       

            Работа по психолого-педагогическому сопровождению строится поэтапно:             

            I этап (о класс) – поступление ребенка в школу. Он начинается в ноябре-декабре месяце одновременно с записью детей в школу на подготовительные курсы и заканчивается в начале сентября.             В рамках этого этапа предполагается:                                         1. Проведение психолого-педагогической диагностики, направленной на определение школьной готовности ребенка. Сначала осуществляется общая экспресс-диагностика (март-май), позволяющая судить об уровне психологической готовности и сформированности некоторых универсальных учебных действий у ребенка. Затем, по отношению к детям, показавшим чрезвычайно низкие результаты, организуется второй «диагностический тур». Он направлен на выявление причин низких результатов. В ряде случаев второй диагностический срез осуществляется в апреле, а при необходимости, осуществляется в октябре-ноябре (Тест школьной зрелости А.Керн, Изучение уровня адаптации ребенка в школе (Н.Г. Лусканова), Общая ориентация детей в окружающем мире и запас бытовых знаний, Графический диктант (по Д.Б. Эльконину), "Домик" Н.И. Гуткиной).                                                                                                                                                  2. Наблюдение  за индивидуальными особенностями школьников и их возможностями в общении, а также выявление учащихся с трудностями в обучении, поведении и общении с учителями  и сверстниками.                                                                        3. Проведение групповых и индивидуальных консультаций родителей будущих первоклассников. Групповая консультация в форме родительского собрания – это способ повышения психологической культуры родителей, рекомендации родителям по организации последних месяцев жизни ребенка перед началом школьных занятий. Индивидуальные консультации проводятся для родителей, чьи дети по результатам тестирования имеют низкий уровень сформированности универсальных учебных действий и могут испытывать трудности в адаптации к школе. Март-август.                                     4. Групповая консультация педагогов будущих первоклассников, носящая на данном этапе общий ознакомительный характер. Май.                                                                                     5. Проведение психолого–педагогического консилиума по результатам диагностики, основной целью которого является выработка и реализация подхода к комплектованию классов, динамика личностного развития педагогов, показателем которой является положительное самоопределение, мотивационная готовность ребенка  к школе. Заполнение карт индивидуального психолого-педагогического сопровождения.                                                       II этап (1 класс) – первичная адаптация детей к школе. В рамках данного этапа (с сентября по январь) предполагается:                                                                                                1. Проведение консультаций и просветительской работы с родителями первоклассников, направленной на ознакомление взрослых с основными задачами и трудностями периода первичной адаптации, тактикой общения и помощи детям.                        2. Проведение групповых и индивидуальных консультаций педагогов по выработке единого подхода к отдельным детям и единой системе требований к классу со стороны различных педагогов, работающих с классом.                                                                                         3. Организация методической работы педагогов, направленной на построение учебного процесса в соответствии с индивидуальными особенностями и возможностями школьников.                                                                                                                                                  4. Организация психолого-педагогической поддержки школьников.                                    5. Организация групповой развивающей работы с детьми, направленная на повышение уровня их школьной готовности, социально-психологическую адаптацию в новой системе взаимоотношений. Аналитическая работа, направленная на осмысление итогов деятельности педагогов, психологов и родителей в период первичной адаптации первоклассников.                                                                                                                          III этап – психолого-педагогическая работа со школьниками, испытывающими трудности в школьной адаптации. Работа в этом направлении осуществляется в течение второго полугодия 1-го класса и предполагает следующее:               1. Проведение психолого-педагогической диагностики, направленной на выявление групп школьников, испытывающих трудности в формировании универсальных учебных действий.                                                                                                                                                    2. Аналитическая работа (аналитическая справка по результатам психодиагностики) и организация психолого-педагогической помощи детям, испытывающим различные трудности в обучении и поведении с учетом данных психодиагностики;                                        3. Индивидуальное и групповое консультирование и просвещение родителей по результатам диагностики.                                                                                                                        4. Просвещение и консультирование педагогов по вопросам индивидуальных и возрастных особенностей учащихся.                                                                                                      5. Выявление  одаренных детей и организация работы по развитию их творческого потенциала.                                                                                                                   6. Организация групповой психокоррекционной работы со школьниками, испытывающими трудности в обучении и поведении. Выявление детей  с ООП (ограниченными образовательными потребностями) в школе, осуществление психолого-медико-социального сопровождения.                                                                                        7. Аналитическая работа, направленная на осмысление результатов проведенной в течение полугодия и года в целом работы.

IV этап - вторичная адаптация детей к школе.

 Диагностика динамики процесса  адаптации.

V этап – психологическое сопровождение обучающихся 2, 3 классов. Работа в этом направлении осуществляется на протяжении второго и третьего года обучения и предполагает следующее:

1.Углубленное психолого-педагогическое изучение обучающихся, определение индивидуальных особенностей и склонностей, потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания, а также выявление причин и механизмов нарушений в обучении, развитии, социальной адаптации.

2. Формирование индивидуально-психологических особенностей, необходимых для дальнейшего становления личности.

3. Психологическое просвещение родителей и педагогов, знакомство их с психологическими особенностями возраста.

VII этап - психологическое сопровождение обучающихся 4 класса Исследование состояния готовности ко второй ступени обучения.

Психологическое сопровождение участников образовательного процесса позволит повысить его эффективность. Положения и рекомендации психологов могут стать основой проведения мониторингов с целью оценки успешности личностного и познавательного развития детей, позволит сохранить единство преемственности ступеней образовательной системы.

 

 

        

           

 

 

 

 

План психолого-педагогического сопровождения введения ФГОС начального общего образования на 2016-2017 учебный год

п\п

Планируемое мероприятие

Класс

Срок

Ответственный

 

Диагностическая работа

1.

 Диагностика уровня готовности к школьному обучению

будущие первоклассники

(дошкольники)

ноябрь-декабрь

Кл. рук.

 

 

2.

Диагностика  особенностей психологической адаптации  первоклассников

1 класс

сентябрь-октябрь

Кл. рук.

 

3.

Диагностика  особенностей эмоционального состояния обучающихся

1-4 класс

ноябрь

Кл. рук.

 

4.

Наблюдение за поведением первоклассников в учебных и внеучебных ситуациях.

1 класс

Сентябрь-декабрь

Кл. рук.

 

6.

Изучение информированности родителей о содержании и особенностях ФГОС (родители 1 класса).

родители

в течение года

Кл. рук.

 

7.

Анкетирование  учителей первых классов по вопросам реализации ФГОС НОО

педагоги

в течение года

За.директора по УВР

 

Консультативно-просветительская работа

1.

Индивидуальные и групповые консультации будущих первоклассников по вопросам готовности к школе

дошкольники

январь

Кл. рук.

 

2.

Индивидуальные и групповые консультации  родителей первоклассников по вопросам  адаптации

родители

в течение года

Кл. рук.

 

 

Проведение семинаров для учителей 1-х классов "Психологическая готовность к школьному обучению", "Итоги адаптации первоклассников"

учителя

Ноябрь,

май

Педагог-психолог

 

Организационно - методическая работа

1.

Анализ научной и практической литературы, подбор материала для коррекционной и развивающей работы

В течение года

За.директора по УВР

 

2.

Участие в общешкольных мероприятиях, конференциях и научно-практических семинарах

в течение года

За.директора по УВР

 

3.

Обработка и анализ проводимых диагностик

в течение года

За.директора по УВР

 

4.

Составление характеристик и аналитических справок

в течение года

За.директора по УВР

 

                   

 

                За.директора по УВР___________________ Ленник

Категория: Мои файлы | Добавил: Pobeda
Просмотров: 1020 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Меню сайта

Категории раздела

Мои файлы [252]

Поиск

Вход на сайт

Наш опрос

Что важнее для нашей школы
Всего ответов: 170

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0